В системе СПАРК доступны данные по госконтрактам организаций и индивидуальных предпринимателей. Информация позволяет проверить контрагента на признаки хозяйственной активности, оценить добросовестность исполнения проектов с госфинансированием, обнаружить факторы риска.
Успешно выполненные или выполняемые деловым партнёром контракты по 44-ФЗ и 223-ФЗ – положительный показатель, подтверждающий реальность бизнеса. ФНС и другие инстанции не смогут оспорить проявление вами должной осмотрительности при выборе такого поставщика. Ведь если он обладает опытом и ресурсами для реализации аналогичного по содержанию госконтракта, у него есть другие контрагенты, и он не включен в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – его сложно признать технической компанией.
Раздел "Контракты (поставщик)" в карточке исполнителя в системе СПАРК содержит общую статистику по участию в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ; факторы, требующие внимания; блоки с аналитикой по крупнейшим заказчикам, доле госконтрактов в выручке, пересечениям с другими участниками торгов, регионам и предметам поставки.

Представленная в разделе информация позволяет оценить торговую деятельность поставщика, выявить компании, созданные специально под госзаказ, обнаружить признаки концентрации на одном заказчике, скрытой аффилированности, возможного картельного сговора между участниками торгов.

Особое внимание при изучении данных по контрактам организации следует обращать на рисковые факторы – такие как включение в РПН самого проверяемого объекта и контролирующих его лиц. Внесение в негативный реестр ФАС сопровождается двухлетним отстранением от участия в торгах, финансовыми потерями и серьёзным репутационным ущербом, способным вызвать отток части контрагентов.
Ориентированным на госзаказ компаниям и ИП включение в реестр недобросовестных поставщиков и вовсе грозит прекращением существования. Впрочем, и без РНП тотальная зависимость экономического состояния бизнеса от госконтрактов является уязвимостью. Если проекты с госфинансированием составляют значительную долю в выручке организации, если она сотрудничает преимущественно с одним и тем же заказчиком, велик риск её банкротства в случае проигрыша очередных торгов или возникновения проблем по текущему контракту. СПАРК признаки такой концентрации отображает в перечне факторов, требующих внимания.

В этот же блок выводятся предупреждения, если проверяемое физическое или юридическое лицо является ответчиком в арбитражных делах по госконтрактам, сталкивалось при исполнении подряда с начислением штрафов и пеней, неоднократно снижало стартовую цену на торгах более чем на 25% (признак демпинга).
Ещё один сигнальный фактор, на который следует обращать внимание при проверке госконтрактов контрагента, – это многочисленные расторжения сделок, в том числе по соглашению сторон.
Если с точки зрения формальных комплаенс-рисков наличие проектов с госфинансированием является веским аргументом в пользу коммерческой осмотрительности налогоплательщика, то с точки зрения бизнесовых рисков требуется более глубокий анализ. На практике широко распространены случаи, когда "недобросовестные" поставщики договариваются с закупщиками о расторжении контракта по соглашению сторон, чтобы не попасть в РНП.
Сам по себе факт наличия расторжений по соглашению сторон может и не таить в себе ничего рискового, но, если СПАРК показывает, что таких расторжений в портфеле контрагента много, это повод задуматься.

Для получения детальных данных по контрактам организаций и ИП любой из них можно раскрыть, перейдя по ссылкам в разделе.

Интересующий госконтракт в СПАРК можно найти по номеру через универсальную поисковую строку.

Тем, кто ещё только ищет контрагента, будет полезен сервис "Выборки". Он поможет сформировать базу компаний и ИП, сразу отсеяв субъекты с факторами риска по госконтрактам. С его же помощью можно создать подборку поставщиков, которые имеют опыт участия в проектах с госфинансированием в интересующей сфере.

Данные по госконтрактам организаций и предпринимателей СПАРК подгружает из официальных государственных источников и информационно-аналитической системы МАРКЕР.