ИГОРЬ ВОЛОСОВ, заместитель руководителя проекта «СПАРК-Интерфакс», к.э.н.
Одним из ключевых аспектов изучения феномена бастрорастущих компаний (БРК) является выявление тех ниш в экономике, которые создают возможности для ускоренного роста.
Особую роль в этой связи играют компании, действующие в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.
Согласно существующей методике Росстата, к ним относятся три группы отраслей:
- высокого технологического уровня (производство лекарств, компьютеров и электроники, аэрокосмический сектор);
- среднего высокого технологического уровня (химическая промышленность и большая часть машиностроения);
- наукоемкие (ИКТ, воздушный транспорт, НИОКР, здравоохранение и пр.).*
*См. Методика расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации»
Как показал доклад «СПАРК: Быстрорастущие компании», подготовленный по итогам 2016-2020 гг., число высокотехнологичных БРК в России имеет устойчивую тенденцию к росту. В список БРК уже вошло 146 таких компаний, имевших темпы роста выручки более 10% в год в постоянных ценах в течение каждого из последних 4 лет – по сравнению со 112 компаниями в 2015-2019 гг. и 102 компаниями в 2014-2018 гг. При этом число таких компаний росло быстрее динамики общего количества БРК. В результате доля высокотехнологичных БРК увеличилась до 14,1% против 13,5% и 12,9% в прошлых списках.
Более того, компании высоких технологий не только ликвидировали отставание от общей группы по динамике выручки, но и сумели расти чуть-чуть быстрее в 2016-2020 гг. Среднегодовой прирост выручки уже составил 41% по сравнению с 40% для всей группы БРК. Опережение по темпам роста чистой прибыли оказалось еще более убедительным – на 71% и 50% соответственно. Уровень рентабельности по чистой прибыли практически сравнялся с соответствующим показателем в 8,5% для всех неторговых БРК.
Оценка уровня долговой нагрузки у БРК «высоких технологий» показывает, что достижение высоких темпов опирается на собственные ресурсы, а не на привлечение заемных средств. Отношение чистого долга к EBIT у компаний из нового списка снизилось в среднем до 0,3х в конце периода по сравнению с 0,9х у компаний из прошлогоднего списка. При этом аналогичный показатель для всех БРК составил 0,6x против 0,9x в прошлогоднем списке.
Распределение компаний по сегментам претерпело существенные изменения. Рывок сделали наукоемкие отрасли, доля компаний которых в общем числе возросла с 38% до 54%. Отрасли высокого и среднего высокого технологических уровней существенно ослабили свои позиции, сохранив однако примерно то же количество БРК. Компании высокого технологического уровня сумели только опередить остальные сегменты по темпам прироста выручки, достигшей 45% в год.
Драйверами роста в группе наукоемких отраслей оказались только два сектора – ИКТ и деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования.
Количество БРК из сектора ИКТ составило 42 компании по сравнению с 20 компаниями в 2015-2019 гг. На информационные технологии пришлось 83% от общего числа БРК, тогда как на телекоммуникации – 17%. Поступательное развитие сектора ИКТ опиралось как на устойчивый рост спроса на его услуги в современной экономике, который еще более ускорился в пандемию, так и на активизацию государственных мер поддержки.
В 2020 г. финансовое положение сектора ИКТ характеризовалось постепенным улучшением. Сектор оставался прибыльным. После существенного снижения финансового результата (прибыль минус убытки) в 1 половине 2020 г. начался его рост в последующие месяцы на годовом уровне. Данные «СПАРК-Интерфакс» также подтверждают успешное развитие сектора ИКТ. Совокупная выручка его компаний увеличилась в среднем на 16% до 5655 млрд руб. в 2020 г., чистая прибыль – на 49% до 661 млрд руб. Рентабельность сектора ИКТ по чистой прибыли увеличилась в среднем с 9% до 12%. Снизилось долговое бремя. Показатель чистый долг/EBIT упал с 2,3х до 1,8х.
Увеличение количества БРК, осуществляющих деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, до 16 компаний, по-видимому, опиралось в значительной степени на государственное участие. Активное осуществление в последние годы крупнейших инфраструктурных проектов, а также строительство спортивных и социальных объектов не могло не оказать позитивного воздействия на развитие сектора. Большинство проектов продолжали реализовываться несмотря на пандемию. К тому же программа льготной ипотеки заметно поддержала жилищное строительство. Оставаясь прибыльным, сектор сумел нарастить выручку на 15% в 2020 г. Однако ему не удалось удержать высокий уровень рентабельности, который снизился, по данным «СПАРК-Интерфакс», до 14% в результате падения чистой прибыли на 17%.
Третьим крупным сектором в наукоемком сегменте является деятельность в области здравоохранения, на которую пришлось 12 компаний, как и в прошлом периоде. Благодаря неизбежному росту спроса на услуги, высокой рентабельности, по уровню которой сектор устойчиво удерживает второе место среди всех БРК, а также заметному укреплению финансового положения в последние годы, здравоохранение имеет все шансы остаться одним из важнейших сегментов в списке наукоемких «газелей». В 2020 г. чистая прибыль компаний здравоохранения возросла более чем в 2 раза при увеличении выручки в среднем на 6%.
Хотя машиностроительный комплекс удерживает свои ведущие позиции в сегменте БРК среднего высокого технологичного уровня, число его компаний заметно сократилось – с 35 до 27. Не исключено, что именно пандемия нанесла основной удар по машиностроительным компаниям, сократив спрос на конечную продукцию и нарушив технологические цепочки в результате локдаунов, что даже привело к возникновению дефицита отдельных компонентов на мировом рынке. По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль компаний упала на 48% в 2020 г., что привело к сокращению рентабельности ниже 2%.
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, стало лидером по числу БРК в сегменте высокого технологичного уровня (рост с 7 до 10 компаний), потеснив производство компьютеров, электронных и оптических изделий. Поскольку первоначальные оценки возможной продолжительности пандемии пока оказались слишком оптимистичными, фармацевтическая промышленность будет, по-видимому, одним из основных драйверов роста численности высокотехнологичных БРК. По итогам 2020 г. прирост ее выручки достиг 36%, чистой прибыли – 92%, тогда как уровень рентабельности превысил 16%.
Высокотехнологичные БРК достаточно успешно пережили первый год пандемии. Прирост их выручки замедлился с 45% в 2019 г. до 44% в 2020 г., чистой прибыли – с 56% до 47%. Между тем, развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей в целом по России столкнулось в пандемийный год с существенными трудностями.
Между тем, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли России развивались в допандемийный период достаточно успешно. Темпы прироста выручки в 2018-19 гг. превышали 10 процентов в текущих ценах (18% и 14% соответственно) по сравнению с 8% в 2017 г. В эти годы удалось обеспечить рекордные темпы прироста чистой прибыли, достигшие 51% в 2018 г. и 43% в 2019 г. При этом основными драйверами роста чистой прибыли были отрасли среднего высокого технологического уровня (химия и машиностроительный комплекс). В 2018-2019 гг. объем их чистой прибыли вырос почти в 4,5 раза. Заметно ослабло долговое бремя: показатель чистый долг/EBIT снизился с 3,6х в 2017 г. до 1,9х в 2019 г.
2020 год существенно замедлил развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Хотя динамика их выручки значительно превосходила общероссийский показатель, чистая прибыль сократилась в большей степени, на 15% и 4% соответственно. Основное замедление шло за счет ухудшения показателей отраслей среднего высокого технологического уровня, сокративших чистую прибыль на 66%.
Отмечалось и более существенное снижение прибыльности (на 2,2 процентных пункта до 8,3%), чем в среднем по России. Рентабельность по чистой прибыли высокотехнологичных и наукоемких отраслей устойчиво росла в 2018-2019 гг., достигнув 10,5%. Наиболее высокий уровень традиционно отмечался у наукоемкого сегмента, который вместе с отраслями высокого технологического уровня удержал прибыльность от более заметного падения в 2020 г.
Усилилось и долговое бремя: показатель чистый долг/EBIT увеличился с 1,9х до 2,5х, хотя его уровень остался ниже среднероссийского. Наиболее уязвимыми оказались отрасли среднего высокого технологического уровня. Их показатель чистый долг/EBIT превысил критический уровень, достигнув 4,8х по сравнению с 2,1х в 2019 г.
Анализ тенденций в развитии феномена быстрорастущих компаний в последние годы позволяет предположить, что количество высокотехнологичных БРК в России будет иметь тенденцию к росту. Определяющую роль в этой связи будет играть общая динамика развития отраслей, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким.
Немаловажное воздействие на эти процессы будет оказывать совершенствование механизма государственного регулирования. Многие из отраслей уже получают серьезную государственную поддержку в рамках программ импортозамещения и преодоления последствий пандемии (фармацевтическая, ИТ, авиакосмическая, производство электроники, автомобилестроение, воздушный транспорт и пр.). Отдельные отрасли, например химическая, сталкиваются с ужесточением регулирования в целях изъятия дополнительных доходов и сдерживания роста цен для внутренних потребителей.
Таким образом, динамика развития высокотехнологичного сектора российской экономики будет находиться под воздействием многочисленных факторов, вытекающих как из экономической конъюнктуры и текущих мер по борьбе пандемией, так и долгосрочного государственного регулирования.
Полная версия исследования, включающая ТОП-25 высокотехнологичных и наукоемких БРК России, доступна по ссылке.