Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8PTiFORzwZlPn-vby_QZNKMI_zYaIdL0a9RLeINtK77mC-7VndEnBqJ8Xfes8GvsQdUEjRxdOo_RdLVBiDv7Y6TClNE55AkctQzEPCB24yqkn2T3q1oj75xg9655iPHkqOjjUnvT2Knr4U25STv5x3o
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

В нынешних реалиях – санкции, уход компаний и нарушение привычных цепочек поставок – уже привычной становится ситуация, когда дебиторская задолженность (ДЗ) переходит в статус просроченной. И если раньше вина чаще всего ложилась на заказчика, который опаздывал с платежом, то теперь дело даже не в деньгах: из-за логистического коллапса подрядчики просто не успевают уложиться в сроки. Минимизировать риски образования проблемной ДЗ и повысить шансы на её взыскание можно – путём грамотной организации договорной и претензионной работы.

 

Чтобы встречные обязательства исполнялись

Основные моменты, которые в дальнейшем осложнят процесс взыскания дебиторской задолженности, связаны, как правило, с ошибками в организации договорной работы. Чтобы избежать таких проблем, компания должна сосредоточиться на детальной проработке договора – проще говоря, от и до прописать порядок взаимодействия с контрагентами.

Ведь зачастую выходит так, что обязательства исполнены, а подтверждений этому нет. Во избежание подобной ситуации на руках должны быть документы, которые подтвердят возникновение просроченной ДЗ. И будут, если в договор включить пункт о регулярной сверке расчётов, а вдобавок чётко прописать порядок сдачи-приёмки работ.

Ещё одна эффективная мера снизить риск нарушения договорённостей – включить в договор пункт об ответственности за несоблюдение сроков оплат и/или поставок. Тут контрагент может справедливо указать на санкционные риски – поэтому следует по возможности проговорить все допустимые сроки и максимально учесть возможные форс-мажоры.

Отдельная тема – мораторий на банкротство, действие которого после 1 октября кабмин продлевать не собирается. Тем не менее, нужно помнить: мораторий приостанавливает процедуры начисления и взыскания финансовых обязательств с должников. Поэтому на будущее лучше перестраховаться, включив в договор способы обеспечения исполнения обязательств: это могут быть залог, банковская гарантия или поручительство.

Наконец, чтобы исключить возможные претензии к собственной компании, договор рекомендуется дополнить ещё одним пунктом – об обстоятельствах непреодолимой силы, где прописать порядок изменения условий сделки или её расторжения в ситуациях, которые сама компания классифицирует как форс-мажор.

 

Проверка контрагентов в новых условиях

Поскольку с конца февраля в российской бизнес-среде возникли принципиально новые и трудно просчитываемые риски, изменились и правила проверки контрагентов.

При заключении сделки уже давно стало нормой запрашивать максимальный пакет документации на делового партнёра, но в текущих условиях этого недостаточно. Неважно, новый это контрагент, или годами проверенный партнёр – необходимо постоянно мониторить его репутацию: следить за тем, что пишут о нём СМИ, проверять наличие судебных процессов и исполнительных производств.

По-прежнему следует изучать бухгалтерскую отчётность. Эксперты могут поспорить – многие данные о финансовых результатах бизнеса за прошедший год на сегодня уже неактуальны, тем более резко сменились экономические реалии. А вот юристы не спешат ставить под сомнение пользу бухотчётности – хотя бы потому, что в ней отражены основные средства, которыми компания располагает. Проще говоря, если у контрагента есть имущество, на него можно будет обратить взыскание, наложить арест или же просто включить в качестве залога в договор.

На меры господдержки тоже важно обратить внимание: возможно, компания принадлежит к стратегически значимой отрасли экономики (например, IT или ОПК) или относится к категории МСБ, для которого вводятся регуляторные послабления и программы льготного кредитования. Если компания поддерживается государством – выше вероятность того, что она будет продолжать работать и исполнять свои обязательства в кризисных условиях.

Ещё одно обязательное требование при проверке контрагентов в 2022 году – это оценка санкционных рисков. И речь здесь идёт не о стандартной процедуре, которая применялась и раньше. Сегодня недостаточно проверить, попала ли компания в санкционные списки или на неё распространилось «правило 50%» – необходимо действовать на опережение: оценить, насколько подвержена санкционным рискам сфера деятельности контрагента. Если он сотрудничает с иностранным поставщиком, зависит от зарубежных технических средств или ПО – всё это может привести к нарушениям сроков поставки или вынужденной замене товарной номенклатуры.

 

Организация работы с ДЗ

Помимо грамотно организованной договорной работы, компания должна детально проработать и формализовать алгоритмы управления дебиторской задолженностью. Для этого необходимо определить область ответственности каждого специалиста, наладить взаимодействие сотрудников между собой и с контрагентом, прописать порядок урегулирования спорных вопросов. Все эти положения важно закрепить во внутренних документах собственной компании.

 

Время провести аудит

Как минимум раз в год полученные результаты нужно анализировать. Всё станет ясно в процессе аудита: насколько эффективны действующие договоры, на каких этапах происходят сбои и допускаются ошибки. Качественный аудит даст возможность скорректировать алгоритмы (или целиком пересмотреть подходы) и улучшить результат. Среди представителей российских компаний, опрошенных на тему сложности при работе с «дебиторкой», 27% указали на то, что имеющиеся регламенты просто неэффективны – такие данные приводит руководитель проекта «СПАРК – Мониторинг платежей» Алексей Морсин. В том же опросе каждый пятый (21%) заявил: сложно внедрять какие-то изменения, когда ни руководство, ни отдельные подразделения в этом не заинтересованы.

 

Снижение рисков невозврата долга

Любой кризис сопровождается оправданным желанием бизнес-сообщества перестраховаться. Дебиторская задолженность в этом смысле не исключение: одни вводят 100%-ную предоплату, другие выбирают специализированные инструменты.

  • Страхование. По доступным на сегодня ставкам, оно будет стоить компании 0,2%–0,6% от страхуемого оборота до ДЗ. Казалось, что на фоне последних событий спрос будет как минимум высоким, если не ажиотажным. Всё сложилось иначе – именно потому, что контрагенты, начав пересматривать условия сотрудничества, остановились на 100%-ной предоплате. Клиенты, в свою очередь подогретые логистическим коллапсом, отметают вопрос выгоды на второй план – стараются провести как можно больше закупок, соглашаясь на любые цены и любые условия. Как итог: ухудшения платёжной дисциплины не наступило и многие участники сделок обошлись без необходимости в страховании.
  • Факторинг. Сейчас спрос на этот инструмент восстановился – но во втором квартале (на него пришлась самая острая фаза кризиса) ситуацию на рынке факторинга описывали не иначе, как провал: по данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) совокупный измеряемый портфель на 1 июля 2022 г. составил 935 млрд рублей. Снижение за 2-й квартал составило 4%, доля активов по договорам с субъектами МСП в портфеле снизилась до 9%. Проблема и в том, что на сегодня факторинговые сделки далеко не всегда уместны: инструмент может оказаться экономически нецелесообразным, порой выгоднее договариваться с контрагентом о новых условиях.
  • Цессия. Данный инструмент вызывает у бизнеса интерес. Но проблема в том, что пока в России рынок переуступки требований фактически отсутствует – стоимость просроченной ДЗ иногда определить трудно или вовсе невозможно, а устойчивая методика ценообразования до сих пор не выработана. Есть ещё один нюанс: если в договоре подразумевается пункт о цессии, контрагент часто настаивает, что он должен вводиться по согласованию сторон – это распространённая практика. В таком случае функционал механизма сильно ограничивается, поэтому пункт о цессии лучше не согласовывать с контрагентом – у компании есть на это полное право.

 

Взыскание дебиторской задолженности

Успешность взыскания дебиторской задолженности во многом зависит и от того, насколько качественно составлен договор и отлажены процессы по регулированию спорных вопросов с контрагентом.

 

Досудебные мероприятия

Чтобы в будущем упростить процедуру доказывания, рекомендуется вести коммуникацию с корпоративного электронного адреса. Ещё важно добиться от контрагента признания факта образования задолженности: таковым может быть гарантийное письмо об оплате – при судебной процедуре оно будет иметь статус официального документа. Важность соблюдения обоих пунктов подчёркивает адвокат МКА «Князев и партнёры», член Ассоциации антимонопольных экспертов Екатерина Усачёва – по её словам, если контрагент всё подтверждает, долг (если сумма небольшая) можно взыскать в упрощённом производстве.

Следом необходимо подготовить мотивированную, обоснованную претензию – и сопроводить её перепиской и копиями подписанных документов: договора, промежуточных актов сверки и прочих бумаг, подтверждающих исполнение обязательств с вашей стороны и нарушение сроков контрагентом.

К слову, во внутреннем порядке урегулирования споров с контрагентом можно – и даже нужно – прописать различные способы направления претензий и указать комфортные для обеих сторон сроки реагирования. Даже несмотря на то, что арбитражным процессуальным кодексом установлен общий для всех срок – 30 дней, в условиях экстремальных изменений экономической реальности он может быть и сокращён.

 

Судебное взыскание

Если задолженность не удалось взыскать в досудебном порядке, но при этом собраны доказательства о долге контрагента – можно обратиться в суд. Важно отметить, что юрлица, имеющие просроченную ДЗ на сумму до 800 тыс. рублей, могут обратиться с заявлением о взыскании в упрощённом порядке. Иск подаётся удалённо – для этого не требуется специальных навыков или помощи юристов (особенно если это типовая форма договора). Инструмент отлично подойдёт тем, кто столкнулся с задержками платежей по поставкам: суды охотно берутся за такие дела и быстро выносят по ним решения. Важная деталь – мораторий на банкротство: пока он действует в отношении компании-ответчика, суды не удовлетворяют иски по части начисления пеней и неустоек.

 

Основания списания дебиторской задолженности

Компании-должники всё чаще стали ссылаться на санкции и нарушенную логистику как на обстоятельства непреодолимой силы, предвидеть которые они не могли. Вот только суды факт форс-мажора признают нечасто – придерживаются принципа стабильности договорных отношений (pacta sunt servanda).

Поясним: согласно действующему законодательству РФ, проблемы с поставками не являются форс-мажором. Признать их таковыми суд может только на основании детального изучения каждой конкретной ситуации – и здесь важное значение имеет заключение об обстоятельствах непреодолимой силы, которое может выдать Торгово-промышленная палата. Правда, в последнее время ТПП выдаёт соответствующие документы с большой осторожностью.

В бизнес-среде активно обсуждался законопроект о смягчении положений в форс-мажоре. Но сейчас его принятие под вопросом – дело в том, что документ попал под критику экспертного сообщества. Участники рынка пришли к выводу: если закон примут, он будет иметь краткосрочную актуальность, и при этом вносить серьёзную угрозу подрыва стабильности гражданского оборота.

Поэтому на сегодня у должников гораздо больше шансов расторгнуть договор и избежать финансовой ответственности, если они сошлются на существенно изменившиеся обстоятельства – и истцам необходимо учитывать этот риск. Если очевидно, что контрагент утратил реальную возможность исполнить обязательства по независящим от него обстоятельствам, лучше попытаться урегулировать вопрос и прийти к соглашению, не обращаясь при этом в суд.