Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8PTiFORzwZlPn-vby_QZNKOov3S0xfZXA0bvrMdjWn_st_1imUheolq89KTBQviMlSAj90zsH1VsdnewrzQIdz2ykx43tVZ5L-3KMsvQyYwJmJOmRkjcqK1Qda3FP5y5mZnqP6ag2arqOM1e2bGiHu4
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

К июню 2022 года российский бизнес всё ещё остаётся в состоянии шока, однако предпринимателям уже приходит понимание новой «нормальности», в которой мы теперь живём.

Перестройка на новые рельсы не произошла и вряд ли могла произойти за три месяца. Предприниматель – как и любой человек – склонен доверять проверенным каналам и пользоваться услугами надёжных контрагентов. Согласно данным программы добровольного обмена информацией о сроках расчётов с поставщиками «СПАРК-Мониторинг платежей», на конец марта 2022 года ухудшения платёжной дисциплины российских компаний и предпринимателей не наблюдалось. Напротив, был зафиксирован рост объёмов закупок складских запасов с проведением платежей без задержек. На короткой дистанции это хороший знак, но главный вопрос – что будет дальше?

Курс рубля на валютных биржах уже перестаёт быть предметом удивлений. Появляются понятные задачи: купить валюту, провести платёж. Разрыв цепочек поставок уже не пугает дистрибьюторов – появляется необходимость искать новых надёжных контрагентов. Однако мало у кого сформирована стратегия на ближайшие полгода, тем не менее картина «нового» времени начинает проясняться, несмотря на всё прибывающие пакеты санкций. 

 

Разворачиваемся на Восток?

По данным Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), наибольший ущерб от санкций пришёлся на фармацевтическую отрасль: доля импорта лекарств из «недружественных» стран составляла (48,2%). За ней следует производство химических веществ и продуктов (44,7%), на третьем месте – авиастроение, обслуживание и производство кораблей, железнодорожных локомотивов (32,2%).

Значительная зависимость от импорта наблюдается в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%), говорится в докладе ЦМАКП. 

На первый взгляд, очевидный выход для этих и многих других компаний – поиск восточных контрагентов, но при более детальном взгляде этот сценарий оказывается не столь многообещающим. Во-первых, приток китайского юаня в российскую казну за счёт торговли нефтью и газом вряд ли произойдёт, поскольку энергоресурсы поставляются в счёт уплаты кредита, выделенного на нефтегазопровод.

Вторая причина, почему наладить отношения с Китаем может быть сложнее, чем кажется, лежит в плоскости политических отношений Вашингтона и Пекина. На начало 2022 объём торговли Китая с Россией не превышал 3%, в то время как с США составлял почти 13%. При наращивании торговли может возникнуть риск вторичных санкций по отношению к китайским компаниям. Для них это недопустимо: торговая война 2018 года свежа в памяти. Компании действуют осторожно и не спешат принимать решения. Другие действуют упреждающе и в индивидуальном порядке приостанавливают работу с российским рынком. Отечественному бизнесу остаётся искать тех игроков, которые не боятся вторичных санкций.

И даже если удалось найти в Китае поставщика, готового отгрузить товар, даже если получилось провести платёж, вопрос логистики остаётся открытым, ведь крупнейшие контейнерные линии (Maersk, MSC, CMA, CGM, Hapag-Lloyd) отказались от перевозки российских грузов. Таким образом, наиболее дешёвый, а оттого и популярный способ доставки товаров стало невозможно реализовать. Сухопутный маршрут гипотетически возможен, однако стоимость такой доставки значительно выше, а из-за затора на китайской границе сложно спрогнозировать дату получения груза. В начале февраля на IV Предпринимательском форуме-выставке по бизнесу с Китаем президент SCS Group Александр Гаврик заявил, что 40% производственных поставок из КНР происходят со срывом обозначенного договором срока. Важно отметить: это заявление было сделано до введения антироссийских санкций. 

Безусловно, будет создан новый морской маршрут со страной-хабом, где товар переупакуют и отправят иным, более удобным путём. Безусловно, всё это будет, но за какую цену и как скоро – вопрос открытый.

Выше были обозначены основные экономико-политические факторы, и в обзор не брались пандемийные ограничения Китая, совершенно не учитывался фактор энергетического кризиса в Поднебесной.  

Необходимо также принимать во внимание непрозрачность китайского рынка, в силу которой бывает достаточно трудно оценить влияние тех или иных макроэкономических факторов на финансовое состояние компании. Китай значительно опережает нашу страну по уровню открытости данных о внешней торговле, но при этом принципиально не раскрывает бухгалтерскую отчётность. Даже если на каких-нибудь биржах и удаётся найти баланс той или иной компании, быть уверенным в его достоверности не приходится. Миру известно немало случаев, когда инвесторы обвиняли китайские компании в мошенничестве с бухгалтерским учётом. КНР остаётся единственной страной, которая обозначена красным цветом на карте американского Совета по надзору за бухгалтерской отчётностью публичных компаний (PCAOB). Одним словом, развернуть свой бизнес на Восток будет намного сложнее, чем кажется.

Безусловно, со временем ситуация изменится. Хорошо зарекомендовавшие себя компании откроют офисы в Москве. Но это произойдёт не сразу. Сначала должна стабилизироваться внешнеполитическая обстановка, должны образоваться партнёрские связи. А российскому бизнесу необходимо вести деятельность уже сейчас. Как быть?

Один из сценариев хорошо знаком предпринимателям, которые преумножили свои активы в 90-х. Речь идёт о параллельном импорте. Правительство утвердило соответствующий закон, а Минпромторг – конкретный указ с перечислением групп товаров и брендов, которые теперь можно ввозить без одобрения правообладателя. С 6 мая он вступил в силу. Это должно стать плацдармом для челночной торговли, которая, хоть и препятствует дефициту, но дискриминирует по цене продажи конечному потребителю добросовестных импортёров (доверенных лиц правообладателя товарного знака). Для потребителя это чревато ограниченным сервисным обслуживанием, «гуляющими» стандартами по комплектации и т.д. Таможенная служба заявляет, что параллельно импортируемый товар будет проверяться на соответствие оригинальности, однако при нарастающем объёме импорта и технической ограниченности центров проверки продукции наполнение рынка контрафактными изделиями весьма вероятно.

 

Новые поставщики для МСБ: возможности и риски

Предприятиям МСБ далеко ходить не нужно. Решение логистических проблем, а также проблем установки партнёрств с зарубежными поставщиками стоит оставить крупным импортёрам. Такие компании страхуют риски, а в случае возникновения проблем – имеют инструменты их решения. Для МСБ может возникнуть соблазн – работать с неизвестной молодой российской компанией, предлагающей лучшие условия. И такое решение рационально, ведь можно получить ценовое преимущество в глазах конечного потребителя. В изменяющихся условиях найти поставщика в России на лучших условиях – это большая удача. 

И тут есть ряд инструментов, доступных любому предприятию, чтобы обезопасить будущую сделку. Хороший юрист – это маст-хэв, но даже при безупречно составленном договоре остаётся вероятность просроченной поставки или неисполнения обязательств. И не стоит забывать ещё об одном факторе новой реальности – о моратории на банкротство. Ранее эффективный инструмент воздействия на недобросовестных контрагентов стал по умолчанию недоступен. Таким образом, появляется риск заключения договора с тем, кто по бухгалтерским балансам выглядит вполне надёжным контрагентом, но чью процедуру банкротства в случае возникновения проблем с поставками будет сложно инициировать. Эксперты отделов закупок во многом опираются на оперативные сигналы системы СПАРК о состоянии дел компании: аналитику рисков контрагента по материалам СМИ, динамику розничных продаж и платёжной дисциплины, информацию о выходе контрагента из-под моратория на банкротство и др.

Можно найти российского контрагента с хорошим рейтингом, провести закупку и останется лишь ждать товар? Сюрпризов больше не будет? Не совсем так. Россия в условиях блокировки контейнерной логистики будет вынуждена большее количество грузов доставлять через сухопутные границы, что неизбежно приведёт к ускорению износа дорожного полотна. В новых геополитических реалиях не приходится рассчитывать на то, что одна из вечных проблем России – дороги – будет решена. Скорее наоборот, ситуация прогнозировано усугубится. В том числе и на железных дорогах. А в условиях отказа ряда компаний от поставок запчастей в Россию будут расти цены и на логистику внутри страны. Иными словами, чинить придётся чаще, а сам ремонт будет стоить дороже. Это скажется и на стоимости доставки, и на страховании груза. 

 

Новые цели, знакомые задачи

Кратко резюмируя, отметим, что всё прибывающие пакеты санкций, разговоры о которых не утихают в офисах и кулуарах предприятий, – это лишь очередной рисковый фактор. Новый и малоизвестный, однако не фатальный.

Важно помнить, что за период новейшей истории российский бизнес не раз сталкивался с экономическими спадами. Лихие 90-е, банковский кризис 2008 г., первый опыт работы под санкциями в 2014 г., коронакризис – тогда тоже было волнительно. Но экономика страны продолжала расти, а отечественный предприниматель выходил из тупиков с обновлённым инструментарием. И главное – с всё более глубоким пониманием важности выбора надёжного контрагента. Сегодня цель всё та же: обойти внешние угрозы, не оказавшись в одной лодке с мошенниками.