АНДРЕЙ ЗАХАРОВ, Директор по развитию проекта СПАРК, Группа «Интерфакс», к.э.н.
Октябрьский опрос предпринимателей, проведённый аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова, показал: каждый десятый не справился с последствиями санкционных ограничений, а адаптировались или в процессе – чуть больше половины. Промежуточные итоги неутешительные: проблемы, которые наметились на старте кризиса, начинают сказываться в полную силу.
(ниже мы будем периодически возвращаться к другим результатам этого исследования)
Потребителей на вас нет
Всё тот же опрос показывает, что без малого две трети российских предпринимателей (64%) главной проблемой в своих делах называют спад внутреннего спроса. В октябре, если верить данным Банка России, ускорилось снижение индекса потребительских настроений – что примечательно, за счёт ожиданий по ситуации в экономике в 2023 году. А последние данные Росстата за III квартал говорят о том, что уровень реальной зарплаты (до налогов и процентных платежей) упал на 2,4% к прошлому году.
В двух словах – покупатели беднеют, и особенно правдоподобно на этом фоне выглядит индикатор бизнес-климата (им тоже заведует ЦБ), отражающий мнение компаний по поводу спроса и производства: осенью он упал впервые с февраля.
Источник: Банк России
Поэтому даже несмотря на то, что ключевая ставка за полгода проделала путь с 20% до 7,5%, а МРОТ и пенсии настраивают на индексацию, нежелание тратить деньги у россиян, похоже, только укрепляется – а значит, и бизнесу вряд ли стоит рассчитывать, что на горизонте ближайших месяцев внутренний спрос начнёт оживляться.
Логистика уже не та
Россию отрезали от ключевых маршрутов поставок на неопределённый срок – выполнять заказы отечественных клиентов отказались почти все флагманы морских грузоперевозок: датская Maersk, французская CMA CGM, швейцарско-итальянская MSC (составляют топ-3), немецкая Hapag-Lloyd, японская ONE и даже тайваньская Yang Ming.
Транспортные компании – не единственные, кто объявил бойкот: к нему присоединились порты. Например, крупнейшие из европейских Роттердам и Антверпен больше не загружают контейнеровозы с товарами в Россию после того, как решение об этом приняли таможенные органы Нидерландов и Бельгии. В США подход аналогичный. А те, кто в теории может работать с российскими грузами, сами рискуют попасть под серьёзные западные санкции – поэтому осторожничает даже Китай.
Логисты констатируют: сегодня ни один товар из США и Европы невозможно привезти без перегруза через третьи страны. Чаще всего роль посредника берёт на себя Турция, реже – Вьетнам, Гонконг и Южная Корея. Такие манёвры делают доставку в 2–3 раза дороже обычного – поэтому вполне логично, что главной проблемой для каждого четвёртого (26,5%) бизнеса в России остаётся разрыв цепочек поставок, восстановление которых напрямую зависит не только от санкций и мотивов перевозчиков, но и от тех, кто непосредственно отгружает товары в Россию.
Параллельно импорту
Экспортный блэклист пополняется ежедневно – и если одни экспортёры не могут преодолеть логистические барьеры по пути в Россию, другие отказываются от поставок под угрозой санкций или обрывают партнёрство самостоятельно. На старте санкционного всплеска кабмин решился на экстренную (и, кажется, единственно возможную) меру – активировать механизм параллельного импорта: импортёрам разрешили ввозить в страну оригинальные товары без разрешения правообладателя. К концу октября по такой схеме в Россию поставили 1,6 тонн грузов на $12,6 млрд – это данные ФТС. Прогноз службы по итогам года – больше $15 млрд. Сумма, как поясняют аналитики INFOLine не столь значительная, особенно на фоне обвала импорта на 40–60% в этом году.
Проблема в том, что такой механизм покрывает далеко не все категории того, что необходимо завозить из-за рубежа. Пожалуй, сильнее всего страдает автомобильный сектор, где параллельный импорт до сих пор не наладили – результатом стало закрытие 160 дилерских центров по всей стране. Причём дефицит касается не только самих машин, но и запчастей: порой иномарки просто нечем ремонтировать. В отраслевых ассоциациях одним из главных недостатков параллельного импорта называют его крайнюю нестабильность.
Впрочем, есть как минимум ещё один, не менее серьёзный риск – получить вместо оригинала подделку или контрафакт. Исключить такой риск можно двумя способами, оба не из простых:
- закупаться там, где правообладатель-продавец не связан лицензионными ограничениями на продажу товара в определённые страны, что встречается нечасто;
- сделки в «серой зоне» – с реэкспортом через третьи страны, что дорого, и тому подобное.
На импортозамещение у бизнеса тоже надежды нет: производство отечественных аналогов налаживают, но очень точечно и нередко без преимуществ по цене и качеству. И хотя 40,9% предпринимателей оценивают работу кабмина в этом направлении как верное, подчёркивают – объёма принимаемых мер всё ещё недостаточно: после введения санкций только 23,6% бизнесменов смогли найти новых поставщиков с подходящим ассортиментом.
Идём на Восток
Достижениями западной промышленности импорт не ограничивается – осознав это, многие предприниматели стали разворачивать свою логистику на азиатские и восточные направления. Цифры показательны: в компании «Трансконтейнер» сообщили, что оборот дальневосточных портов вырос на 46% год к году. Объёмы торгов России с Китаем за год выросли на 28,9% до $65,8 млрд, а с Индией на все 130%. Цель – довести товарооборот до $30 млрд к концу года (такую планку задавал МИД).
Наконец, ещё одна проблема лежит в геополитическом поле: участники профильных сессий на ПМЭФ-2022 замечали, что многие азиатские контрагенты не готовы работать с российскими компаниями без указания «сверху» – эксперты говорят, что именно решение властей часто стоит за упрощением платежей и решением проблем с логистикой.
Правительство настроено адаптировать экономику к новым реалиям в ускоренном порядке. Минэкономразвития уже представило список из 12 приоритетов экономической политики до 2025 года, где на первом месте развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Импортозамещение, развитие интеграции в рамках ЕАЭС и со странами-партнёрами, расширение предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос – всё это тоже в перечне приоритетов, от успешного достижения которых зависит выживаемость огромной части российского бизнеса.