РОМАН ЛАБА, генеральный директор проекта СПАРК
Big data – это не просто «больше» информации. Это – сочетание данных структурированных и неструктурированных, поступающих во все большем объеме и со все большей скоростью. Чтобы охватить это новое информационное измерение, мы перестроили архитектуру СПАРКа, внедрили технологии, которые позволяют извлекать нужные знания из любых по масштабу и структуре источников, и – делать картину бизнеса по-настоящему объемной.
Каждый год объем накопленной информации о бизнесе увеличивается на 70-80%, показывает статистика СПАРКа (рис. 1). Этот темп постоянно растет из-за перехода самых различных сфер бизнеса на «цифру», проникновения технологий во все сферы деятельности человека. В результате увеличивается доля неструктурированных данных, которые как раз сложнее всего использовать. Они требуют принципиально новых подходов как к анализу, так и к поиску информации.
В СПАРКе версии 3.0. эти подходы мы реализовали, и теперь он может:
• не только добывать полезную информацию из самих данных, но и извлекать знания из совокупности разнородных элементов и связей между ними;
• вести поиск по всему накопленному нами разнородному информационному массиву;
• выдавать пользователю по запросу ту информацию, которая ему нужна «здесь и сейчас».
Принцип «одной кнопки»
Анализируя сценарии поведения пользователей, мы пришли к выводу, что интерфейс нового СПАРКа имеет смысл разбить на две части: собственно «Поиск», когда нужно найти конкретный объект, и «Выборки», чтобы вести анализ группы компаний по разным параметрам, формировать списки и различные отчеты.
В «старом» СПАРКе, изучая компанию, часто приходилось переключаться между поисковыми сервисами. Например, если нужно было найти юридическое лицо на Украине или в Казахстане либо индивидуального предпринимателя. Одновременный поиск по учредителям и руководителям также был невозможен – требовалось запускать несколько запросов и изучать пересечение данных. В итоге целый пласт информации мог остаться и незамеченным (например, сведения по судам или патентам тоже требовали поиска в отдельных разделах).
В новом СПАРКе действует принцип «одной кнопки»: строка для запросов сжалась до одного поля, через которое можно вести сквозной поиск по всем массивам данных и получать исчерпывающий ответ.
Появилась функция «умной подсказки». Распознавая желание клиента еще на этапе ввода данных, система сразу выдает весь имеющийся набор вариантов с названиями, а также подсказывает, например, какая из имеющихся «родственниц» является головной компанией.
В итоговой выдаче (рис. 2) будут показаны все компании, соответствующие параметрам запроса, включая и недействующие фирмы.
- покажет, сколько соответствующих вашему запросу сведений найдено в базах данных по другим странам. Перейти в эти массивы можно из этого же экрана.
Справа можно также увидеть, в каких еще категориях обнаружились данные об искомом объекте: был ли он замечен в арбитражных процедурах, в каких регионах представлен, какие у него патенты и на кого они оформлены, какие домены на него зарегистрированы и многое другое.
Таким образом, в новом СПАРКе поиск информации стал наглядным и быстрым. Вся «картинка» оказывается сразу в поле зрения пользователя, ни одно ее измерение упустить невозможно.
Универсальные выборки
Важное новшество – блок «Выборки». В старой версии СПАРКа, чтобы отобрать компании по каким-либо критериям, приходилось пользоваться различными инструментами, не всегда была возможность сразу объединить все результаты в единый отчет.
«Выборки» – гибкий инструмент, который удовлетворит ожидания самых требовательных пользователей. Он объединяет в себе и построение запроса по определенным критериям, и создание отчета. Структура отчета может быть при этом практически любой.
Новый СПАРК предлагает для построения выборок в общей сложности более сотни показателей, которые содержатся в общих сведениях о компании, финансовой отчетности и аналитических материалах… Сняты все ограничения на количество параметров, которые можно использовать при создании выборки.
Например, мы хотим посмотреть, сколько из содержащихся компаний получили по итогам года чистую прибыль в диапазоне от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Для этого в «Выборках» достаточно указать из предложенного системой списка параметр «чистая прибыль», выставить нужный год и ввести границы коридора. Система отфильтрует объекты, соответствующие требуемому показателю, и сразу же покажет количество компаний, которые попадут в выборку (рис. 3).
Далее можно посмотреть, сколько из них работают, например, в строительстве и имеют Индекс финансового риска ниже 15%, т.е. не демонстрируют признаков неплатежеспособности.
Если необходимо построить отчет по этой выборке, то есть возможность добавить дополнительные поля, изменить порядок их следования в отчете. Если же некоторые поля запроса не нужно выводить в отчете, то их можно скрыть.
Кнопка «Предпросмотр» покажет первые 100 записей отчета. Если все устраивает – нажимаете кнопку «Создать отчет в Excel». Если вдруг отчет окажется очень большим и понадобится дождаться завершения его построения, СПАРК эту задачу сможет выполнить в фоновом режиме. В это время вы можете переключиться на другие задачи; когда же отчет будет подготовлен, система сама уведомит вас об этом и предоставит ссылку на него.
Если отчет не нужен, есть возможность сохранить выборку в виде списка либо добавить все компании из выборки в уже существующий список.
Риски с первого взгляда
Пользователи СПАРКа говорили нам, что хотели бы сразу видеть факторы риска любого юридического лица. Поэтому на первой странице профиля любой компании теперь не только привычные индексы – должной осмотрительности (ИДО), финансового риска (ИФР), платежной дисциплины (ИПД). Добавлены и отдельные факторы риска по компании: «массовый» директор, минимально разрешенный размер УК, высокая вероятность банкротства и многое другое.
Аналитическую составляющую получили списки СПАРКа. Система формирует многомерный анализ рисков компаний, входящих в список, разбивая юрлица на группы в зависимости от различных параметров: сектор экономики, региональная принадлежность, значения индексов (ИДО, ИФР, ИПД), неблагоприятные факторы (ликвидация, банкротство, реорганизация компании).
Вся эта информация отображается как в табличном, так и в графическом виде. Используя этот инструментарий, банк может, например, отслеживать качество своего кредитного портфеля, компания – оперативно мониторить меняющийся профиль рисков своих контрагентов.
Дальнейшее развитие получил еще один очень важный для клиентов сервис – мониторинг. Теперь вы можете заказать получение уведомлений о любом изменении в жизни интересующей вас компании – от смены акционеров до снижения Индекса должной осмотрительности. Все сообщения, помимо отправки на электронную почту, отображаются в новом разделе «События», в котором вы сможете отмечать те события, на которые требуется какая-либо оперативная реакция.
Раздел «Мониторинг» – справа от списка компаний. Для настройки мониторинга по вашему списку больше не нужно переходить с одной страницы на другую и искать «волшебную кнопку». Надо просто выбрать нужный объект и события, в курсе которых вы хотите быть, и указать адрес для доставки сообщений. Весь процесс укладывается в несколько кликов.
В «старом» СПАРКе некоторый функционал, например, диаграммы по взаимозависимым компаниям, работал только через Plug-in Silverlight, который плохо уживается с рядом браузеров. В новом СПАРКе этот сервис доступен через любой современный браузер, установки дополнительных плагинов не требуется. Кроме этого, СПАРК теперь адаптирован для работы с мобильными устройствами (планшеты, смартфоны).
Строить сами диаграммы связей в новом СПАРКе стало проще, функционал сервиса стал удобнее, значительно повысилась глубина построения связей. Корпоративные деревья стали нагляднее, их можно просматривать в нескольких графических стилях, с возможностью выбора широкого набора параметров – с историческими связями или без них, с учетом связей владельцев или без и т.д.
Новое не отменяет старое
Новый СПАРК не меняет наших приоритетов в сфере качества данных. Большие данные не отменяют «маленьких» – тех, которые дают однозначные ответы на вопросы из мира бизнеса. Пример таких small data – наши индексы, которые дают финальный и лаконичный вывод о «здоровье» и статусе любого юрлица.
В расчет Индекса должной осмотрительности, который автоматически рассчитывается в СПАРКе, в новой версии добавлены дополнительные факторы, которые анализируют компании на предмет различных рисков (начало процедуры банкротства, смена учредителя и руководителя в течение короткого промежутка времени, перерегистрация в другом налоговом органе, ряд других факторов). Все эти сведения – «красный флажок», на который пользователь должен обратить внимание при проверке компании.
За 2015 год утроилось число компаний, которые имеют Индекс платежной дисциплины. Этого важного результата мы достигли за счет расширения числа наших партнеров, которые добровольно сообщают о сроках (своевременно или с задержкой) оплаты счетов своими контрагентами в рамках проекта «СПАРК-Мониторинг платежей».
Появилось несколько новых источников данных – от сведений о залогах движимого имущества до сообщений о банкротстве физических лиц.
СПАРК пополнился, помимо Украины и Казахстана, регистрационными данными компаний Белоруссии и Киргизии, он частично охватывает теперь юридические лица и других стран бывшего СССР (кроме Прибалтики).
И это – только начало. Новый СПАРК – это фундамент, на котором мы сможем быстрее обрабатывать новые источники данных, создавать удобные сервисы и – предлагать на их основе нужные вам решения.