В связи с уходом иностранных брендов российский бизнес начал регистрировать торговые марки, названия которых схожи по звучанию и визуальному исполнению с мировыми брендами. Вот лишь несколько приёмов того, как можно «остаться в России» и заполнить освобождающиеся ниши:
- Мимикрия – заимствование дизайна, названия, логотипа, шрифта, цвета с небольшими изменениями: Ushiсlo вместо японской Uniqlo, Abibas вместо немецкого Adidas, Stars Coffee вместо Starbucks.
- Ребрендинг – выкуп зарубежного бренда и его русификация в том случае, когда компания уходит из страны, а предприятия остаются: «Вкусно и точка», Rostic’s вместо KFC, «Миром кубиков» вместо LEGO, Персил вместо Persil, Ленор вместо Lenor.
- Создание российского аналога – «Добрый Cola». Наиболее выгодный вариант в долгосрочной перспективе.
Но желание «присоединиться» к силе мирового бренда чревато рисками стать ответчиком в суде по искам о незаконном копировании названия или продукта. И уже есть прецеденты:
- американская Apple VS российский производитель сухофруктов
- владелец прав на сериал «Свинка Пеппа» VS кировский предприниматель
- Carlsberg Group VS РФ
- Obi (Германия) VS ОБИ ФЦ
Контрагентам новых «мировых брендов» надо быть начеку: следить за судебной практикой, оценивать собственные репутационные и финансовые риски, а перед заключением каждой новой сделки – заново перепроверять бренды (товарные знаки) партнёра, не полагаясь на исторические ассоциации.