С чего нужно начинать исследование потенциального контрагента? С анализа классических признаков риска. Сегодня классические признаки риска встречаются уже не так часто, однако сохраняют актуальность.
1. Массовость (адрес, телефон, руководитель)
В настоящее время с классическими однодневками, обладающими данными признаками, активно борется ФНС РФ. Пользователи СПАРК сразу видят, что у компании массовый адрес или руководитель, в перечне выявленных факторов риска. Однако неблагонадёжные компании уже давно поменяли свои паттерны поведения, и массовые адреса встречаются редко.
В основном «массовые адреса» трансформировались в «избыточно точные адреса». Это ситуации, когда в качестве адреса в ЕГРЮЛ указывается информация вплоть до конкретного рабочего стола, кабинета, этажа, комнаты. Сегодня налоговая служба отказывается регистрировать очередную n-ую компанию по одному и тому же адресу, если это не бизнес-центр.
Аналогично и с руководителями. Сейчас «плохих» номиналов, которые руководят сотнями компаний, осталось мало. Но массовые номиналы остались – это т.н. «хорошие» номиналы – случаи, когда руководитель и собственник (основной акционер группы компаний) назначил себя директором, при этом в каждой «дочке» есть исполнительный директор, который работает по доверенности и реально управляет бизнесом. Главный акционер занимает должность генерального директора в каждой компании группы лишь для сохранения контроля.
2. Минимальная комплектация
Это ситуация, когда компания регистрируется с уставным капиталом 10-15 тыс. рублей. Руководитель, собственник и заявитель – одно лицо, которое по единому паспорту совершает все регистрационные действия. Отметим, что это не признак риска в чистом виде: лишь в совокупности с другими он показывает, что угроза существует. Дело в том, что сейчас легко и недорого создать таким образом компанию, а поскольку сделать это легко, то существует соблазн просто не выполнять взятые на себя обязательства, например получив аванс по контракту. Особенно риски велики, когда создавшее таким образом компанию лицо является подставным и массово «засвеченным».
3. Миграция
В число классических признаков риска входит смена значений. В качестве примера можно привести переезд с одного адреса на другой, который раньше часто встречался у фирм-однодневок. Сегодня это уже редкость, поскольку нет технического разрыва в процессе снятия-постановки на учёт. Если 10 лет назад при переезде из одного региона в другой фирма исчезала из поля зрения налоговой примерно на месяц, и могла в это время совершать какие угодно недобросовестные действия, не боясь «засветиться» сразу, то сейчас ситуация изменилась. Физической пересылки документов из одного региона в другой не требуется, вся информация хранится централизованно в едином ЦОДе, и доступ к делу компании предоставляется налоговой инспекции по новому месту деятельности в 2 клика.
Однако сегодня не исключён риск миграций в относительно нестабильные зоны, появившиеся не так давно. В них существуют некоторые проблемы с контрольными процессами, кроме того, есть законодательные послабления.
4. Частая смена руководителей / учредителей
Если в компании дважды за год сменился собственник – это фактор, требующий внимания не только контрагентов, но и для регулятора в сфере ПОД/ФТ. Под этим может скрываться схема выхода основного бенефициара из компании и передача бизнеса номинальному владельцу.
Особое внимание следует обращать на ситуации, когда в результате смены собственника компания фактически начинает владеть сама собой. Поскольку закон запрещает единственному участнику выходить из бизнеса, реальный бенефициар продаёт небольшую долю в компании номиналу и по сути на него оставляет бизнес.
5. Одновременная смена собственника и руководителя
Данный вид смены значений не всегда сигнал риска. Например, в ситуации с продажей бизнеса новый собственник по закону имеет право в тот же день поменять руководителя, ведь с точки зрения ТК РФ директор – самый незащищённый сотрудник в компании.
Но смена собственника и руководителя – это всегда перезагрузка отношений с компанией. Даже если раньше этот контрагент был на хорошем счету, то после смены история взаимоотношений обнуляется. Ведь в реальности мы взаимодействуем не с компаниями, а с управляющими ими физическими лицами.
Самый плохой вариант – когда компанию приобрёл иностранный собственник и тут же сменил руководителя на физлицо из той же юрисдикции. Если при этом компания должна своим контрагентам в России деньги, то получить их становится достаточно проблематично. Иностранный собственник, который в РФ никогда не был и не собирается, практически недосягаем с точки зрения привлечения к ответственности, так как территория, на которой он находится, вне юрисдикции российских контролирующих органов.
Существуют механизмы борьбы с подобными схемами ухода от кредиторов. Например, 127-ФЗ о банкротстве позволяет привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании физических лиц, которые её контролировали в течение 3-х лет до смены собственников, в том числе на момент заключения сделки. Но технически это сложная, длительная и дорогостоящая процедура, которая требует привлечения профессиональных юристов.
6. Вхождение в рисковые списки
Соответствующие реестры ведут различные регуляторы: ФНС, ФАС, Банк России, Минюст, Росфинмониторинг. Наиболее значимы для оценки рисков контрагентов негативные списки первых двух ведомств. В случае налоговой это реестры компаний, которые отсутствуют по юридическому адресу, имеют задолженность по уплате налогов, не предоставляют налоговую отчётность более года, имеют дисквалифицированных лиц в составе исполнительных органов. В случае антимонопольной службы это, в первую очередь, реестр недобросовестных поставщиков (РНП). При проверке необходимо обращать внимание на вхождение в РНП не только самой компании-контрагента, но и связанных с ней лиц.
7. Отсутствие признаков жизни
Речь идёт о кейсах, когда компания давно существует, но по ней нет информации: ни контактов, ни разрешительных документов, ни лицензий, ни сертификатов. Это подозрительно и наталкивает на мысль, что юрлицо было создано специально под какие-то действия и является «спящим агентом».
Цель создания таких компаний зачастую в том, чтобы до совершения противоправных действий просуществовать какой-то длительный период, например 5 лет. Формально это та же однодневка, просто выдержанная в течение длительного срока. Отсутствие признаков жизни девальвирует весь этот период существования компании.
8. Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ
Есть 4 типа сведений, которые могут быть признаны недостоверными: адрес, руководить, управляющая компания, совладелец / учредитель / участник. За неполный 2023 год по причине недостоверности данных было осуществлено около половины всех исключений компаний из ЕГРЮЛ (приблизительно 80 тыс. из 150 тыс). Это достаточно частый и серьёзный признак риска.
Хотя недостоверность далеко не всегда является негативным фактором. К примеру, бывают ситуации, когда компанию попросили покинуть арендуемый ею офис, а ответственный сотрудник в процессе переезда не смог своевременно уведомить налоговый орган о смене адреса. Отметка о недостоверности, полученная при таком развитии событий, как правило, быстро исчезает. Другое дело, если недостоверный адрес висит в реестре месяцами – тогда уже компания больше похожа на «брошенную».
С другими недостоверными данными всё хуже: недостоверный руководитель, учредитель – это, скорее всего, номинал, который может и не знать, что у него есть бизнес, либо который отказался от него.
Недостоверность остаётся серьёзным признаком для выявления технической компании.
9. Проблемы в группе компаний
Когда банкротится материнская структура, как правило, проблемы возникают и у «дочек». Это правило хорошо работает на относительно небольших группах компаний (например, завод и торговый дом).
Если банкротится завод, следом начинает испытывать сложности торговый дом, поскольку торговать попросту нечем. Если банкротится торговый дом (чаще бывает именно так), то проблемы испытывает и завод, так как производимая им продукция никому не нужна.
На особо крупный бизнес действие данного правила не распространяется. К примеру, если банкротится одна из сотни «дочек» российской госкорпорации, это вовсе не означает, что группа компаний перестанет существовать. Срабатывает принцип too big to fail – масштаб компании слишком велик, чтобы с ней что-либо произошло.
10. «Плохая» история у руководителя / учредителя
Ситуация аналогична описанной в предыдущем пункте. Логично, что проблемы у руководителя / учредителя автоматически распространяются и на компанию. То же касается и «плохой» истории лица, принимающего решения. Если в карточке директора или совладельца отображается информация о множестве «брошенных» компаний, в которых он ранее принимал участие, то это однозначно негативный сигнал.
По материалам обучающих вебинаров СПАРК