Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8BWwtsnsfW1DmJmxNv0KRTqFMv96lQj8LfUjLeZFwH1xc69Xqg-8ZEzETO6aaL3PCDZbRSUYtlgg3C1k1lBivkdIuaUu0Gb5AdqCDLn04NMgR6BwApYzpSSv9ZvlT4kmEUj3AjVsNr5YAO-JZ7Zp6jw
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

Текущая ситуация в экономике и те вызовы, с которыми сталкивается российский бизнес в связи с санкционным давлением, структурным изменением экономики, трансформацией логистических цепочек, требует адекватного ответа власти.

Минэкономразвития России совместно с профильными министерствами и предпринимательским сообществом продолжает реализацию механизма «Трансформация делового климата» (ТДК), созданного как раз для целей публичного взаимодействия власти и бизнеса.

20 декабря экспертные группы по пяти направлениям в рамках механизма ТДК озвучили свои предложения по расширению соответствующих «дорожных карт» на 2023 год. Среди желаемых изменений — снятие запрета на создание «фирм-матрёшек», когда одно акционерное общество владеет 100% акций другого, которое владеет 100% третьего.

 

История вопроса

Ещё в 1995 году в федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об акционерных обществах" был введен запрет на структуру владения указанного выше типа.

Бизнес считает это положение «правовым рудиментом» 1990-х, который не стал эффективным. Об этом говорилось в письме главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина председателю комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергею Гаврилову, которое он направил ещё в мае 2022 года. Упразднение запрета на создание «фирм-матрёшек»  предлагалось реализовать тогда путём внесения изменений в соответствующие статьи ГК РФ, закона об акционерных обществах и закона об обществах с ограниченной ответственностью. Сегодня тема получила новое развитие.

 

Аргументы бизнеса

В середине апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий государству передавать 100% акционерного общества предприятиям, которые сами на 100% находятся в собственности РФ. В настоящее время, чтобы не нарушать законодательство, государство сохраняет за собой одну акцию таких передаваемых обществ. По мнению РССП, тот факт, что из-под запрета на «фирмы-матрёшки» не выводят частный бизнес, а также регионы и муниципальные образования, является дискриминацией по критерию формы собственности.

РССП, представляющий интересы крупного бизнеса, также подчеркнул, что при желании запрет можно обойти, кроме того, возможны ситуации непроизвольного нарушения закона, например, когда один из двух участников решает выйти из компании. 

К слову, в введенном в 1995 году запрете уже есть исключения для государственных активов. «Внучки» оборонных концернов и госкорпораций «Роскосмос» и «Ростех» могут на 100% принадлежать структурам, единственным участником которых является оборонный холдинг или соответствующая госкорпорация.

 

Опасения власти

У властей имеются опасения в связи с отменой запрета: возврат к структурированию бизнеса по типу «фирм-матрёшек» может быть как экономически оправдан, например, для улучшения качества управления непрофильным активом, но может быть использован для реализации схем уклонения от налогов, для скрытия аффилированности и для уклонения от субсидиарной ответственности. Задача власти состоит в недопущении злоупотреблений в этой сфере. В настоящее время в рамках дискуссии идёт обсуждение длины цепочки в «два-три колена».

Государству намного сложнее контролировать «фирмы-матрешки» и тем сложнее, чем длиннее эта цепочка. Конечный бенефициар может принимать управленческие решения, влиять на политику компании, но не нести ответственность за свои действия. А задача государства - предусмотреть такую ответственность и для бенефициара.

Мы продолжим следить за развитием инициативы.

Делайте это вместе с нами – подписывайтесь на рассылку о новых публикациях!