Объем просроченной дебиторской задолженности российских компаний в 3-м квартале сохранился примерно на уровне предыдущих трех месяцев, однако остается значительно ниже отметок прошлого года, свидетельствуют данные информационной системы "СПАРК-Мониторинг платежей", основанные на информации от самих компаний.
Доля оплаченных в срок счетов в 3-м квартале составила 49%, доля счетов, просроченных до 60 дней - 28%, более чем на 60 дней - 24%. Это значительно хуже аналогичных показателей 3-го квартала прошлого года, когда цифры составляли 59%, 23% и 18% соответственно. В то же время по сравнению со 2-м кварталом показатели почти не изменились.
В целом по итогам 9 месяцев 2015 года доля оплаченных в срок счетов снизилась на 10 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 51%.
Участники рынка, опрошенные "Интерфаксом", отмечают ухудшение ситуации с просроченной дебиторской задолженностью, несмотря на то, что бизнес стал более внимательно относиться к отбору контрагентов, которым может предоставляться отсрочка платежа.
Ситуация с платежной дисциплиной в электроэнергетике продолжает оставаться сложной, задолженность исполнителей коммунальных услуг, бюджетных предприятий и предприятий отрасли ЖКХ по всей стране составляет в среднем свыше 4 периодов оплаты, серьезные опасения вызывает платёжная дисциплина силовых ведомств, в частности, Минобороны, где задолженность достигает 8 периодов, заявил "Интерфаксу" координатор проекта "Надежный партнер" Андрей Романчук.
"В кризисной ситуации перестали работать критерии, по которым раньше службы экономической безопасности компаний проверяли надежность контрагентов. Крупная компания, с хорошими оборотами, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке, сегодня уже не является примером добросовестного контрагента по умолчанию", - считает генеральный директор НП "Совет по товарным рынкам", который объединяет независимых трейдеров на топливном рынке, Александр Гудков.
У крупной компании, оказавшейся в сложной ситуации, больше возможностей для того, чтобы под разными предлогами не возвращать денег контрагентам, сказал он.
По словам А.Гудкова, растет число случаев, когда контрагент выбирает товарные или кредитные лимиты, наращивает задолженность, а затем выводит средства и банкротится.
Рост доли просроченной подконтрольной дебиторской задолженности сроком от нескольких дней до нескольких месяцев, а также управляемой дебиторской задолженности (сроком до нескольких дней) констатирует и заместитель генерального директора по экономике и финансам компании "Артпласт", специализирующейся на производстве продукции из полиэтилена, Дмитрий Гинкулов. Причины он видит как в общей экономической ситуации в стране, так и в повышении уровня закупок к предстоящим новогодним праздникам.
Руководитель Дирекции инновационного развития факторинговой компании НФК Дарья Николаевская отмечает, что большая часть компаний провела или проводит пересмотр условий отгрузки товаров с отсрочкой платежа. "Поставщики стали сокращать объемы кредитных лимитов, сроки отсрочки, внимательнее рассматривать новых контрагентов. Ряд компаний вообще отказалась от отсрочки или ввели в договоры жесткие условия в случае неисполнения дебитором обязательств. В целом бизнес стал более осмысленно подходить и к вопросам кредитования покупателей", - сказала она.
По данным Объединенного кредитного бюро, в сентябре из общего числа кредитов, предоставленных юридическим лицам, 14,5% имели просрочку более 90 дней, объем просроченной задолженности по таким кредитам превышал 6% от общего объема ссудной задолженности юридических лиц.
В "СПАРК - Мониторинг платежей" содержится ежемесячно обновляемая информация о платежной дисциплине почти 400 тыс. организаций и ИП из разных регионов РФ, что дает возможность получать оперативные данные о рисках задержки платежей в разрезе организаций, регионов, отраслей. Данные о своевременности оплаты счетов контрагентами ежемесячно передают в систему компании-участники проекта. На основе эти данных рассчитывается Индекс платежной дисциплины, доступный через систему "СПАРК-Интерфакс".
Источник: Интерфакс