Зачем компании возвращают уехавших за рубеж сотрудников, что такое «гонка зарплат», и почему кредитная история выходит на первое место в процессе найма? Поговорим о самых серьёзных рисках, связанных с персоналом, в новых реалиях.
Удалённые опасности
В промышленном шпионаже – новый тренд: злоумышленники вербуют и подкупают неблагонадёжных сотрудников, чтобы заполучить конфиденциальные данные компании. Обещают не только (и не столько) деньги: как вид вознаграждения всё популярнее оформление переезда за рубеж и помощь с оформлением паспортов других стран. Сообщили об этом источники в банковской сфере, подчеркнув – инсайдеров «покупали» всегда, но релокацию стали предлагать впервые.
В минувшем году, по оценке «Лаборатории Касперского», в открытом доступе оказалось более 1,5 млрд записей о физлицах. Оценка Роскомнадзора в два с лишним раза скромнее, но всё равно – цифра огромная: порядка 140 утечек и около 600 млн записей. Такого масштаба утечек в России ещё не было, но даже не это главное: как отмечают эксперты, обычно такие массивы данных хакеры продают на закрытых форумах в даркнете, но в 2022 году информацию почти сразу выкладывали в открытый доступ. В «Лаборатории Касперского» предупредили бизнес – в 2023 году утечек будет ещё больше.
И незащищённая удалёнка сыграет в этом важную роль. Именно с ней многие специалисты по безопасности связывают нежелание компаний мириться с релокацией сотрудников. Даже в Минцифры призвали внимательно проанализировать риски удалёнки для работников, которые администрируют критически важные приложения и системы обеспечения кибербезопасности. Главный аргумент работодателей, которые запрещают сотрудникам работать из-за рубежа, вполне понятен: удалёнка – всегда угроза для информбезопасности компании. К тому же, риски компрометации IT-инфраструктуры, финансовых и репутационных потерь увеличивает геополитическая ситуация.
Недавно стало известно, что «Яндекс», а затем и VK попросили вернуться в офис тех, кто покинул Россию. Удалёнку не запрещают (как это сделали, например, в «Сбере» и «Лаборатории Касперского»), увольнением не грозят – но настаивают, чтобы сотрудник хотя бы несколько дней в неделю проводил на рабочем месте. Ставит ли «Яндекс» ультиматум – возвращение или увольнение – неизвестно. Но по информации источников в компании, топ-менеджеров беспокоит падение эффективности работы в коллективах, которые трудятся удалённо.
«Синих воротничков» не хватает
Теперь – о сфере, где релокация невозможна. И здесь проблемы отличаются: если коротко, некому работать. О серьёзном дефиците рабочего класса открыто заговорили чиновники Москвы, Ленинградской и Ивановской областей, Татарстана, Удмуртии и многих других регионов страны. Сейчас рынок принадлежит соискателям – к такому выводу пришли аналитики HeadHunter: в 10 из 13 рабочих профессий сложилась ситуация, когда вакансий в избытке, а конкурировать за них почти некому. Легче всего устроиться продавцом (1,2 резюме на вакансию), грузчиком (1,6) и водителем (1,7) – принято считать, что здоровая конкуренция на рынке складывается при показателе 5–7 резюме на вакансию. Эксперты намекают – тренд начал складываться после 21 сентября.
Ещё раньше в России началась «гонка зарплат»: те же эксперты HeadHunter отметили, что в III квартале фактическая зарплата работников в России выросла на 6,4% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Более быстрым ростом дохода сотрудников стали привлекать на фоне санкций. И лидирующая в этом смысле профессия – строительство, классическая в сфере «синих воротничков», где за год зарплаты выросли в среднем на 10%. К слову, и там на одну вакансию сейчас приходится 1,2 резюме – против 1,6 в 2021 году.
Показательно и сравнение с тем, как растут зарплаты у «белых воротничков». Аналитики взяли профессии, которые сильнее всего пострадали от сокращения доступных вакансий, но в 2022 году столкнулись с повышенной конкуренцией за рабочие места – у них прирост зарплат составил в среднем 5%. А у «синих воротничков» вместе с массовым и линейным персоналом, которого на рынке всё меньше, средний прирост выше – 7%. Впрочем, всё это ниже показателей годовой инфляции: примерно 11% с начала года, если верить данным Росстата.
Кризис – значит, закредитованность
В одной сфере – релокация и вынужденные увольнения, в другой – банальный дефицит. Нынешний кризис не отменил проблемы текучки кадров, и в сложившихся условиях работодатели вынуждены особенно тщательно проверять кандидатов на вакантные места.
Не отменил кризис и традиционно растущей во время кризиса закредитованности. Ужесточение требований к заёмщикам по требованию ЦБ, похоже, пока не дало ощутимых результатов: долговая нагрузка россиян за первое полугодие пусть и снизилась впервые за 7 лет, но только на 0,2 п.п. – до 11,4% от располагаемых доходов средней российской семьи.
Сравнительно недавно опрос Deloitte Forensic показал: 73% компаний, в штате которых больше тысячи человек, хотя бы раз сталкивались с корпоративным мошенничеством. Чаще всего сотрудники идут на хищение и сговор с контрагентами, и порой мотивы диктуются именно трудностями с выплатой кредитов.
Последствия найма должника могут быть и скрытыми: международный опыт показывает, что сложности в личных финансах отвлекают от работы не меньше четверти сотрудников, а 39% опрошенных тратят на мысли о проблемах с деньгами около трёх часов в неделю.
Но в отличие от кадровых рисков, обусловленных политическими факторами, экономические угрозы можно заблаговременно выявить и предотвратить. Одним из наиболее эффективных средств профилактики корпоративного мошенничества является запрос кредитных историй соискателей и сотрудников, занимающих материально ответственные должности, а также имеющих доступ к коммерческой тайне.
В России, по данным SuperJob, кредитную историю кандидата проверяет только 21% работодателей – для сравнения, в США этим занимается каждая вторая компания.
Стандартный кредитный отчёт позволяет получить информацию о финансовых обязательствах физлица, оценить его долговую нагрузку, платёжную дисциплину, кредитное поведение (частоту и количество обращений за кредитами), узнать о фактах закредитованности, наличия просрочек оплат.
Система СПАРК, в которой реализован функционал запроса кредитных историй и системного мониторинга материально ответственных сотрудников, фиксирует всплески интереса к сервису в каждый период экономического кризиса (2020 г., 2022 г.). Что интересно, пользователи системы – представители банковского, корпоративного, государственного секторов экономики – наряду с кредитными отчётами сотрудников и соискателей запрашивают банковские истории учредителей и руководителей компаний-контрагентов, а также юридических лиц – дебиторов. Но это уже тема отдельной статьи.