Москва. 18 октября. ИНТЕРФАКС
С какими проблемами налоговики сталкиваются в судах, что делать с правовой неопределенностью в вопросе необоснованной налоговой выгоды и недолжной осмотрительности, а также каким образом инспекции взаимодействуют со Следственным комитетом в налоговых делах и как участие следователей помогает возвращать недоимки в бюджет, в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Овчар.
- Количество судебных налоговых споров, инициированных налогоплательщиками, сокращается, а процент побед налоговых органов в судах растет. При этом сами судебные процедуры становятся более длительными и неоднозначными. С какими основными проблемами сталкиваются налоговая служба и компании в судах по налоговым спорам?
- Сегодня самая большая проблема и при проведении проверок компаний, и в судах - это вопросы, связанные с необоснованной налоговой выгодой и недолжной осмотрительностью. Таких понятий нет в ни Налоговом, ни в Гражданском кодексе, но все их используют, когда речь идет о фирмах-однодневках. Их четкого определения, кстати, тоже нет, но все понимают, о чем мы говорим. Получается, что и при проведении проверок, и в судах мы оперируем понятиями, определение которых на сегодняшний день в законодательстве отсутствует.
- Как налоговая и суды компенсируют эти пробелы?
- Подходы разные. Суды смотрят на полный сбор доказательств, их совокупность, взаимосвязь. Если все, что возможно, было сделано, тогда суд признает доказательства допустимыми, оценивает их и, как правило, принимает сторону налогового органа, используя уже сложившуюся практику.
Ключевая основа таких дел - качественное раскрытие в суде доказательств, собранных во время проверки, детальное изучение всех обстоятельств заключения сделки. Если таких доказательств недостаточно, то квалификация при однотипных взаимоотношениях может быть разной.
- Как вы для себя определяете фирму-однодневку?
- Такая компания не отчитывается, она не выполняет работу, у нее подставной директор или один и тот же человек одновременно и учредитель, и директор, и бухгалтер, персонала нет, а обороты достаточно приличные. Чем руководитель занимается - не понятно, кодировку он выставляет от продуктов питания до строительных материалов.
Но это первичные признаки, чтобы понять, осуществляет ли компания деятельность. Далее, естественно, налоговый орган анализирует данные налоговой и бухгалтерской отчетности. Также налоговый орган сравнивает показатели налоговой нагрузки компании и других организаций исходя из вида деятельности компании, заявленном при ее госрегистрации.
Хочу обратить внимание, что на сайте ФНС размещен ресурс "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?". Эта открытая и востребованная налогоплательщиками информация. В этом ресурсе есть электронный сервис "Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен в судебном порядке", который содержит сведения о судебных актах, установивших факт невозможности участия или осуществления руководства лицом в организации в связи с различными обстоятельствами.
Источником служат сведения, сформированные налоговыми органами на основании судебных решений, которые в силу закона являются публичными.
Цель сервиса - формирование массива данных, которые позволят налогоплательщику при выборе контрагента проявить должную осмотрительность и исключить заключение сделок, в частности, с организациями, относящимся к категории "однодневок".
Причин, почему гражданин не может принимать участие в организации или руководить ею, несколько. Например, в суде он отказывается от участия в организации или руководства, находится в местах лишения свободы, признан недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и т.д. Налоговые органы используют эти факты при проведении проверок контрагентов компаний, также приводят их в суде. Еще один признак фирмы-однодневки - решение по уголовному делу.
- Каковы самые типичные проблемы, возникающие в ходе проверок? Как фирмы-однодневки используют эти слабые места?
- Федеральный закон "О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей" дает возможность регистрирующему органу проверить достоверность сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Проверка проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Это право предоставлено регистрирующему органу только с 1 января 2016 года и оно окончательно не решает проблему с организациями-однодневками. Поэтому на сегодняшний день нередки случаи выявления уже при проведении мероприятий налогового контроля организаций, которые изначально вели нормальную деятельность, имели реального учредителя, руководителя, бухгалтера, но через год в связи с какими-либо проблемами в деятельности компания перепродается и становится "серым звеном".
- Что делать компании, у которой возникают проблемы?
- Если плательщик реально осуществляет деятельность, налоговый орган приглашает его на комиссию по легализации налоговой базы с целью выяснения причин возникших проблем. В свою очередь, налогоплательщик предоставляет документы, например, что сейчас основной источник его расходов - это погашение кредитов, а не сомнительные операции. Налоговый орган анализирует представленные документы, и если они подтверждают правильность формирования налоговой базы и объясняют минимальные платежи в бюджет и отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах, то в отношении такого налогоплательщика может даже не проводиться налоговая проверка.
- Сейчас на первый план в судебной практике выходит такое явление, как субсидиарная ответственность. Поясните, пожалуйста, что под этим подразумевает ФНС?
- Положения Налогового кодекса о взыскании недоимки с зависимой с налогоплательщиком организации введены достаточно давно. Вместе с тем, практика применения этой нормы, в сущности, отсутствовала. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ были расширены положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса. Теперь с взаимозависимых лиц взыскивается недоимка и в случае перечисления выручки зависимым обществом основному и наоборот, если между ними были взаимосвязанные операции. Также предусмотрено, что этот порядок взыскания недоимки применяется и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником. Этот порядок взыскания работает, безусловно, и в отношении холдингов.
В рамках данного вида взыскания налоговые органы формируют доказательную базу в отношении зависимости лиц, подконтрольности сделок, выведенного имущества.
Налоговые органы оценивают также движение денежных средств руководящего состава организаций.
- Уже ведь есть прецеденты по субсидиарной ответственности.
- Самые известные споры по данной категории дел - споры с ООО "Королевская вода" и ООО "СУ-91 Инжспецстрой".
- Как и в каких случаях вы взаимодействуете с правоохранителями?
- Если налогоплательщик в течение установленного законодательством срока исполнения требования об уплате налога, которое вынесено на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не уплатил недоимку, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговые органы направляют материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Здесь надо учитывать, что налоговое правонарушение и налоговое преступление - это разные вещи. Налоговая может выйти в суд и взыскать недоимку (за исключением физлица), при этом уголовный процесс не будет прекращен. Он прекращается только если до момента передачи в суд лицо погасило все задолженности по налогу, штрафу и пени. Если этого не произошло, то дело передается в суд.
Мы привлекаем к ответственности юрлицо, а следователи - физическое, должностное лицо, которое умышленно совершило то или иное деяние (например, внесение в декларацию недостоверных сведений). Следователи доказывают умысел, налоговый орган умысел не доказывает.
После того, как органам внутренних дел вернули полномочия по направлению материалов по налоговым преступлениям в следственные органы, следователь направляет эти материалы в налоговую. Налоговые органы по таким материалам готовят заключение о нарушении законодательства о налогах, если они проводили в отношении налогоплательщика проверку. Если проверка еще не завершена, налоговый орган сообщает об этом следователю. Если не было проверки, то сообщает об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Также налоговые и следственные органы информируют друг друга об имеющихся материалах о нарушении законодательства, обмениваются другой необходимой информацией.
Конечно, когда налогоплательщик понимает, что в отношении него возбуждено уголовное дело, он стремится сразу оплатить сумму недоимки. Но общая задача и налоговых, и правоохранительных органов в сфере налоговых нарушений - не наказать, а обеспечить поступление сумм налогов в бюджет. На это и направлена наша совместная работа.