Москва. 6 апреля. ИНТЕРФАКС
За семь месяцев работы новой статьи 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ в центральный аппарат ФНС России поступили материалы по 24 налоговым проверкам, из которых к настоящему времени рассмотрено шесть, в четырех случаях позиция налогового органа признана обоснованной, говорится в сообщении на сайте ФНС.
Акцент в работе налоговых органов сделан на доказывании умышленных действий налогоплательщика, уточняет налоговая служба. По данным ФНС, массового применения положений новой статьи нет, и она применяется налоговыми органами точечно.
В начале февраля ФНС сообщила, что центральный аппарат ФНС не получил ни одного акта о привлечении к ответственности за налоговую оптимизацию с применением специально разработанной статьи 54.1 НК РФ.
Новая статья Налогового кодекса 54.1 (Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога) вступила в силу в августе 2017 года, ознаменовав новый этап борьбы с налоговой оптимизацией. Одно из ключевых ее нововведений заключается в том, что уменьшение налоговой базы при учете сделки считается правомерным при одновременном соблюдении двух условий: целью сделки не является сокращение платежей в бюджет и обязательство по сделке выполняет тот, с кем заключен договор, или тот, кому это обязательство перешло по договору.
Раньше практика складывалась по-другому: если налоговики устанавливали, что сделку фактически исполнила не сторона договора, а другое лицо, налогоплательщик все равно мог учесть в составе расходов затраты в пределах рыночных цен.
После принятия новой нормы ФНС выпустила два разъяснения для нижестоящих налоговых органов, как надо ее использовать, и судя по всему, надеялась на то, что она будет применяться очень активно. По крайней мере, в центральном аппарате службы, который должен согласовывать возбуждение административных дел за подобные налоговые правонарушения, было выделено 60 человек на обработку соответствующих актов инспекций, сообщил заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП в начале февраля.
"Мы не понимали, какая будет реакция", - пояснил Д.Егоров "Интерфаксу". К тому времени за полгода нового регулирования в ФНС не поступило ни одного акта, в котором говорилось бы о нарушении ст. 54.1 НК РФ, сообщил Д.Егоров. По словам Д.Егорова, это было связано с тем, что налоговые органы стали вести себя консервативно на уровне камерального контроля.