Как сообщают "Известия", ЦБ введет новые обязательные проверки бизнеса. Сотрудники банков должны будут лично убедиться, что компания-заемщик находится по адресу, указанному в его учредительных документах
Перед выдачей кредита компании банки должны выехать с проверкой по местонахождению заемщика, указанному в его учредительных документах, чтобы удостовериться в том, что юрлицо находится по указанному адресу, ведет ли операционную деятельность, обладает ли заявленным залогом. Об этом говорится в письме директора юридического департамента ЦБ Алексея Гузнова, направленном российским банкам.
Новая редакция положения об идентификации банковских клиентов будет принята в IV квартале 2015 года. Теперь банкам недостаточно получить от компании документы, подтверждающие ее местонахождение: подлинность данных необходимо будет подкреплять визитами представителей банков к потенциальному заемщику. Аргументация ЦБ сводится к тому, что новация позволит банкам идентифицировать корпоративных клиентов, определять уровень их кредитного риска и, соответственно, сумму необходимых резервов по выдаваемым ссудам. По мнению ЦБ, приведенных в Гражданском кодексе данных, которые определяют местонахождение юрлица, недостаточно для идентификации корпоративных клиентов — для этого нужен точный фактический адрес.
В кредитных договорах с банками заемщики, имеющие юридический и фактический адреса, указывают оба. Но в свете поправок в Гражданский кодекс банкам нужно убедиться, что заемщик действительно находится по указанному адресу, а не принимать на веру предоставленные клиентами документы или данные из ЕГРЮЛ. Оригинал статьи
В СПАРК содержится информация по адресу место нахождения и фактическому адресу компаний - так называемый "уточненный адрес". Специалисты call-центра Группы "Интерфакс" ежегодно проводят выверку 1 млн контактов путем обзвона компаний. На данный момент проверено около 250 000 компаний.
Уточненный адрес, полученный call-центром, поможет с точностью идентифицировать компанию и убедиться, что заемщик указал правильное местонахождение.
В свете последних тенденций помимо юридических лиц не менее актуальным является вопрос тщательной проверки физлиц. По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в I полугодии 2015 г. количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе, выросло в 2,5 раза. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за год выросла с 8% до 24%. Это говорит о новом популярном мошенническом тренде – росте количества обращений граждан к различного рода "посредникам в получении кредита", которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита. (Подробнее об аналитике: http://bki-okb.ru/press/news/rossiyane-stali-v-25-raza-chashche-obrashchatsya-k-posrednikam-v-poluchenii-kredita)
Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей. В текущей ситуации для банков на первый план выходит тщательная всесторонняя проверка заемщиков с привлечением всех возможных внешних источников информации.
СПАРК давно является общепринятым профессиональным инструментом противодействия кредитному мошенничеству благодаря общему доступу к данным ЕГРЮЛ, Федеральной нотариальной палаты, Росреестра, крупнейшего российского кредитного бюро и др. Не забывайте оценивать потенциальные риски с помощью скорингов в СПАРКе и проверять контрагента на благонадежность, выявляя аффилированность, в том числе скрытую.