Автор - С.Ю. Яковлев, генеральный директор Службы финансовой и экономической информации международной информационной группы «Интерфакс», канд. экон. наук

Как сделать поиск сопоставимых сделок более точным

Компании, заключающие сделки с взаимозависимыми обществами, должны доказывать рыночность цен по сделке. Самый популярный способ для получения такого доказательства – сопоставление рентабельности сделки с операционной рентабельностью других компаний на том же рынке. Для этого необходимо сделать выборку организаций, осуществляющих одну и ту же с анализируемым обществом деятельность и схожих по ряду параметров: размеру, региону и т. д.

При этом определить реальный вид деятельности компании не всегда просто. Официальные классификаторы, коды ОКВЭД, зачастую не дают четкого представления, чем на самом деле занимается хозяйствующий субъект. Классификатор включает широкие понятия, например «торговля медицинской техникой», а субъекту, к примеру, надо показать рынок более узкий, на котором осуществляются сделки по торговле, допустим, томографами. Но при таком большом наборе вариантов, какой дает ОКВЭД, компания в окончательном анализе рискует получить слишком «просторный» интервал рентабельности, чем может вызвать вопросы налоговой инспекции.

Реестры и госконтракты помогут уточнить вид деятельности

Гораздо более полное представление о реальной деятельности компании можно составить из официальных реестров и баз данных, куда организации предоставляют информацию о себе и своих сделках и регулярно ее обновляют. Это дает представление об их реальной, а не задекларированной при регистрации в ЕГРЮЛ или Росстате деятельности и помогает получить точные данные для дальнейшего анализа.

Такими косвенными источниками информации стали реестры сертификатов и техрегламентов Росаккредитации1. Если компания занимается производством конкретного товара или является дистрибьютором, сертификат соответствия ГОСТам лучше всего может подтвердить реальный вид ее деятельности.

На примерах компаний, отобранных случайным способом, покажем, как это можно сделать.

Пример

ООО «Веллхим» имеет основной ОКВЭД «Производство основных химических веществ». Это достаточно обширный код. Анализ полученных компанией сертификатов и деклараций, а также свидетельств о госрегистрации показывает, что она занимается производством косметической продукции.

 

Сведения о рыночной деятельности организаций можно почерпнуть из данных о госзакупках2. Информация о поставляемых по госконтракту товарах и услугах позволяет судить о реальном виде деятельности.

Пример

ООО «Темпл» имеет основной ОКВЭД «Производство пластмассовых изделий». Выручка за 2014 г. составляет 61,4 млн руб. Компания активно участвует в госторгах с 2012 г. Объем только опубликованных контрактов за это время – 223 млн руб., и все контракты заключены в области строительных услуг.

 

Источниками информации также служат реестр лицензий, выдаваемых государственными органами3, и сведения о членстве в саморегулируемых организациях (далее – СРО)4. Они заслуживают большого доверия, поскольку получение лицензии и подтверждение членства в СРО требуют от компании определенных усилий и средств, и вряд ли она будет нести эти затраты, чтобы, скажем, получить лицензию на несуществующую деятельность.

Все эти базы данных позволяют сформировать четкую выборку для анализа, гораздо более точную, чем по ОКВЭД. Эти фильтры помогают минимизировать или вообще избежать «ручной работы» по сужению выборки.

Налоговый кодекс РФ не требует подтверждать вид деятельности каким-то определенным способом. Нигде не установлено, должен это быть ОКВЭД или какой-либо другой источник. И если согласно госконтракту или лицензии компания осуществляет один вид деятельности, а согласно ОКВЭД – другой, то следует использовать для анализа косвенные данные, поскольку организация их сама заявляет и они более актуальны.

Интервалы рентабельности высокой точности

На примерах систем АСТРА и «СПАРК-Маркетинг» рассмотрим пошаговый алгоритм расчета рентабельности.

Шаг 1. У нас есть контролируемая сделка, для которой нужно рассчитать интервалы рентабельности. В системе «СПАРК-Маркетинг» ищем компании с сопоставимыми сделками или сопоставимым видом деятельности, соответствующей контролируемой сделке. Используем для этого информацию о сертификатах, лицензиях, данные о госзакупках.

Шаг 2. При желании можно сузить полученную выборку с учетом региона, размера выручки компании и других параметров. Чем точнее поиск, тем будут конкретнее итоговая выборка для сопоставления и более «доказанными» интервалы рентабельности.

Шаг 3. Полученную выборку можно выгрузить в виде списка идентификационных данных по компаниям (ОГРН/ИНН), которую затем загрузить в соответствующий сервис для анализа трансфертных цен (в частности, в систему АСТРА). С помощью этого сервиса окончательно формируется выборка компаний для построения интервалов рентабельности, при этом в соответствии с разделом V.1 НК РФ отсекаются организации без финансовой отчетности, с владельцами и дочерними структурами с долями более 25%, с отрицательными чистыми активами, убыточные и т. д.

Шаг 4. Рассчитываем интервал рентабельности для сделки. Выборка, на основании которой строится интервал, основана на официальных и юридически значимых данных: лицензии, сертификаты соответствия, техрегламенты, реестры СРО, опубликованные контракты по сделкам. Все эти сведения можно выгрузить из системы, распечатать и в дальнейшем использовать для доказательства сопоставимости.

Соединение разных источников информации позволяет более точно находить сопоставимые компании и строить интервалы рентабельности, при этом оставаясь в рамках законодательных требований и формирования хорошей доказательной базы.

1 URL: http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/70/.

2 См.: официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

3 См., например: Государственный сводный реестр лицензий Росалкогольрегулирования. URL: http://fsrar.ru/licens/reestr.

4 URL: http://reestr.nostroy.ru/.

Источник: Электронный журнал "Налоговед"

Подписаться на рассылку о новых статьях