Неплатежи в бизнесе достигли своего пика во 2 квартале 2015 года, данные следующих трех кварталов сигнализируют о некотором смягчении ситуации. Однако доля платежей, просроченных свыше 60 дней, все еще превышает уровень в 20% - против докризисных 14-16%. При этом рыночная конъюнктура не позволяет компаниям перейти на предоплату.

Доля оплаченных в срок счетов за поставленные товары и оказанные услуги в 1 квартале 2016 года составила 53%, просроченных до 60 дней - 26%, более чем на 60 дней - 21%, свидетельствуют данные системы "СПАРК - Мониторинг платежей".

Рекордно низкий уровень платежной дисциплины был зафиксирован во 2 квартале 2015 года, когда доля оплаченных в срок счетов снизилась да 47%, а просроченных до 60 дней и свыше 60 дней – выросла до 28% и 25% соответственно.

По данным Объединенного кредитного бюро, в 1-м квартале 2015 года из общего числа кредитов, предоставленных юридическим лицам, 16% имели просрочку 60 и более дней, объем просроченной задолженности по таким кредитам составил порядка 4% от общего объема ссудной задолженности юридических лиц. Это цифры очень близки к показателям 4 квартала прошлого года, что также свидетельствует об определенной стабилизации.

Некоторое смягчение ситуации действительно наблюдается, однако повышенные риски сохраняются, считает Полина Гуща, Генеральный директор компании Coface, занимающейся страхованием поставок на условиях отсрочки платежа.

Результаты проведенного в начале года исследования Coface неутешительны: 83% респондентов–поставщиков сообщили о наличии просроченной задолженности со стороны покупателей.

При этом рыночная конъюнктура не позволяет компаниям перейти на предоплату для снижения кредитных рисков: так, более 90% опрошенных поставщиков по-прежнему предоставляют клиентам отсрочку платежа, при этом у половины опрошенных доля продаж на условиях отсрочки превышает 70% в торговом обороте, показывают данные Coface. У компаний-поставщиков возникают сложности с самостоятельным покрытием возможных убытков вследствие снижения маржинальности бизнеса, трудностей с перекредитованием из-за высоких ставок.

Говорить о серьезном улучшении платежной дисциплины преждевременно, считает и Андрей Сичка, Директор по развитию Ассоциации Кредитных Менеджеров Центральной и Восточной Европы (ACCEE). Причину некоторого снижения несвоевременных оплат он видит в ужесточении поставщиками политики кредитования и взыскания: когда внешнее финансирование становится все дороже, мириться с просрочкой готовы далеко не все.

В связи с сезонным фактором координатор проекта "Надежный партнер" Андрей Романчук не ожидает улучшения ситуации с платежной дисциплиной в секторе энергетики. Он отмечает продолжающийся рост дебиторской задолженности потребителей: так, за тепловую энергию цифра уже приблизилась к 200 млрд руб., а на розничном рынке электроэнергии, где по относительному приросту задолженности лидирует группа «Бюджетные потребители», – 215,7 млрд руб., по состоянию на конец 1 квартала.

Дмитрий Шевченко, Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний, видит риски в том, что банковская система сейчас не в полной мере выполняет свои функции по кредитованию бизнеса. По его мнению, внутренний спрос от дальнейшего падения удерживает «скрытое кредитование», в частности, проявляющееся через договорные отсрочки оплаты и просрочки платежей в корпоративном секторе. В основании этой цепочки находятся госкомпании, государственные и муниципальные заказчики, чья платежная дисциплина, во-первых, является моделью для всей экономики, а, во-вторых, определяет приток ликвидности в зависимые компании частного сектора.

В "СПАРК - Мониторинг платежей" содержится ежемесячно обновляемая информация о платежной дисциплине 400 000 организаций и ИП из разных регионов РФ, что дает возможность получать оперативные данные о рисках задержки платежей в разрезе организаций, регионов, отраслей. Данные о своевременности оплаты счетов контрагентами ежемесячно передают в систему компании-участники проекта. На основе эти данных рассчитывается Индекс платежной дисциплины.

Как считает Алексей Морсин, руководитель проекта "СПАРК - Мониторинг платежей", на уровень неплатежей влияет и низкий уровень работы по профилактике просроченной дебиторской задолженности в самих компаниях.

«Как правило, с дебиторской задолженностью так или иначе работают несколько подразделений – это и коммерческая, и финансовая, и юридическая служба, и служба безопасности при её наличии, - говорит он. - Это способствует размыванию ответственности и перекладыванию проблем на плечи коллег из других подразделений. Выход из ситуации - координации усилий участников процесса. Решение – формирование единого центра данных о ситуации с дебиторской задолженностью и обязательное создание простого и понятного каждому участнику процесса регламента работы с дебиторской задолженностью. Чем проще и понятнее - тем эффективнее это будет работать».

Централизация данных о ситуации с дебиторской задолженностью предполагает создание доступных всем участникам процесса отчетов, объединяющих в себе внутреннюю (названия клиентов, сумма задолженности, распределение задолженности по периодам просрочки) и внешнюю (данные о банкротстве, реорганизации, арбитражах и т.д.) информацию о клиентской базе. Цель – обеспечить всех участников процесса равным объемом информации, исключить «человеческий фактор» (сотрудник заболел, уволился, забыл переслать коллегам информацию и т.д.), а руководству компании – получить инструмент контроля слаженности работы подразделений и выявления «узких мест» в системе работы с задолженностью клиентов. Можно своими силами разработать такие отчеты или воспользоваться бесплатно уже готовыми решениями, например, тем же сервисами системы «Мониторинг платежей».

Источник: Клерк.Ру

Подписаться на рассылку о новых статьях